software to track text messages for free tracking for nokia imei mobile spy 007 keystrokes transcription phone tracker for ios and android this web page
www.kgasu.ru

Интервью ректора КГАСУ Р.К. Низамова Intertat.ru

11.11.2008 г. www.intertat.ru

В сентябре 2008 года в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (КГАСУ) состоялись выборы ректора. На конференции, прошедшей 12 сентября, большинством голосов (85 из 160) ректором был избран Рашит Курбангалиевич Низамов. 7 октября 2008 года он вступил в должность ректора.

Корреспондент Intertat.ru побеседовал с новым ректором КГ АСУ.

Сначала немного биографической информации.

Низамов Рашит Курбангалиевич - доктор технических наук, профессор. До избрания на должность ректора КГ АСУ в течение 8 лет работал деканом строительно-технологического факультета, 2 года являлся секретарем Ученого совета университета. Круг научных интересов - создание высокоэффективных строительных материалов, расширение их сырьевой базы, создание малоэнергоемких и безотходных технологий их переработки. Занимается спортом, увлекается литературой, театром, любит путешествовать с семьей. Женат, имеет двух дочерей.

-   Разрешите поздравить Вас со вступлением в должность ректора. Прошло совсем немного времени, и все же... С чего начал свою работу новый ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета?

-   Выиграть выборы было очень сложно. Я был независимым кандидатом, то есть в мою пользу не был задействован административный ресурс. Поэтому, конечно же, испытал большую радость от победы. Вместе с тем было понимание полноты ответственности, которая отныне ложится на мои плечи. Надо отметить, что предвыборная кампания в нашем университете проходила конструктивно, мы создали пример честных выборов.

Во-первых, все кандидаты в ректоры КГАСУ вошли в состав нового ректората. Альфред Мидхатович Сулейманов является проректором по науке. Другой кандидат - директор института экономики и управления в строительстве Гульсина Мансуровна Загидуллина стала проректором по дополнительному образованию. Это очень важное направление. Мы можем выжить на рынке образовательных услуг только в том случае, если будем активны, будем использовать все формы образовательной деятельности. Самое главное, что предстоит сделать - это взаимодействие со строительным комплексом Республики, со строительными предприятиями и удовлетворение кадрового дефицита путем реализации различных образовательных программ.

Во-вторых, мы обсудили с каждым из проректоров перспективные направления деятельности в сферах, которые они будут курировать. Наши взгляды во многом совпадают, что касается некоторых рабочих моментов,


они будут решаться конструктивно, исходя из позиций полезности и разумности для университета.

А если говорить не совсем серьезно, то я, как человек спортивный, уже присмотрел место для небольшого спортзала. Сейчас занимаюсь его оборудованием за счет собственных средств.

В-третьих, в современных условиях успешное развитие образовательных учреждений, тем более архитектурно-строительного университета, возможно лишь при тесном взаимодействии с отраслью. Поэтому свою работу я начал со знакомства с руководителями строительного комплекса Республики Татарстан. В частности, я встречался с министром строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным, принял участие в заседании руководства министерства, причем собираюсь делать это регулярно, чтобы быть в курсе проблем, ситуации в архитектурно-строительном комплексе, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйстве.

-   Сегодня Вы - человек, который будет формировать будущее КГ АСУ, определять основные направления его развития. Какие перемены ждут университет?

-   Время сейчас сложное и в значительной мере проблемное. Это связано с рядом объективных причин: переход с 2009 года на двухуровневую систему подготовки кадров в связи с присоединением России к Болонскому соглашению; обострение конкуренции за абитуриентов ввиду демографического спада в стране, роста числа коммерческих вузов; недофинансирование государством высшего образования; сложность ведения образовательного и воспитательного процессов из-за слабой подготовленности и низкой культуры поступающего контингента; слабые стимулы для совершенствования образовательных технологий, занятий наукой; финансовый кризис; отсутствие необходимых условий для закрепления молодых преподавателей в вузе.

Понимание сложности ситуации и неотложности задач для ее разрешения подвигло меня участвовать в выборах с уверенностью в том, что я вместе с коллективом нашего вуза смогу их решить и достигнуть главной цели -сделать КГ АСУ современным, учебным и научно-инновационным центром и вывести его в один ряд с самыми престижными и передовыми вузами Татарстана и России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

в образовательной деятельности - повышение качества образовательного процесса и постепенный переход на целевую подготовку специалистов по заказам предприятий и министерств, открытие новых специальностей с учетом требований времени и научно-педагогического потенциала нашего вуза. Выпускник КГ АСУ должен быть компетентным специалистом с


инновационно-ориентированным мышлением, обеспечивающим позитивные

изменения в сфере его профессиональной деятельности;

в научной деятельности - разработка программы научного сопровождения

развития строительного, дорожного комплексов и ЖКХ РТ, развитие научной

материальной базы кафедр и коммерциализация инновационных достижений

ученых университета;

в молодежной политике - воспитание студенческой молодежи на основе

гуманизма и патриотизма и доверительных отношений между студентами и

преподавателями. Это сложная работа, она требует искренности, времени и

усилий всех сотрудников университета;

в развитии материально-технической базы - это превращение КГ АСУ в университетский городок, дальнейшее строительство, модернизация оснащения лабораторий и аудиторий, надежная система эксплуатации и защиты зданий, их своевременный ремонт;

в социальной и жилищной политике главным является создание социально-справедливой системы отношений в коллективе. Конечно, основное здесь -это жилищная политика и здоровье сотрудников и студентов.

-   Как известно, кадровый дефицит в строительной отрасли есть не только на уровне инженеров, но и на уровне рабочих специальностей. Как КГ АСУ сотрудничает со среднеспециальными учебными заведениями, профессионально-техническими училищами?

-   Вопрос хороший. Руководство республики неоднократно обсуждало этот вопрос, были сформированы образовательные кластеры с целью создания единой системы подготовки специалистов для различных отраслей производства. Внутри кластеров предусмотрены переходы учащихся с начального, среднего к высшему профессиональному образованию. Кстати, КГ АСУ является головным учреждением в образовательном кластере в области строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Сегодня целесообразность такой системы очевидна. Есть возможность совместной подготовки специалистов, но не совсем понятно, на каком основании все это будет реализовано. У нас сложились хорошие отношения с Казанским строительным колледжем, с некоторыми профессионально-техническими училищами, но они, к сожалению, не носят характера постоянного делового сотрудничества. Конечно, хотелось бы взаимодействовать, помогать друг другу в это сложное время.

-   Как известно, на многих строительных площадках по всей стране трудятся так называемые «гастарбайтеры». Как Вы относитесь к этому явлению?

-   На недавнем заседании в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ говорилось о привлечении к работе на стройках республики 30 тысяч строителей-иностранцев. Так мы решаем кадровые проблемы в строительстве, но в то же время рубим сук, на котором сидим. Это,


несомненно, негативно скажется на нашем профессиональном образовании и, в конечном счете, на архитектурно-строительном, жилищно-коммунальном и дорожном комплексе. И отношение у меня, скорее всего, негативное. Необходимо готовить свои кадры, разворачивать людей в сторону строительных производств, делать привлекательными рабочие места. Если, например, каменщику платили бы здесь так же, как в Москве, то он, конечно же, не ездил бы трудиться на столичных стройках.

-   Как Вы оцениваете уровень, конкурентоспособность наших инженеров-строителей на мировом рынке?

-   Я уже говорил о тенденции снижения уровня подготовки специалистов в России. В целом, мы готовим кадры, соответствующие требованиям образовательных стандартов, но другое дело, что они не всегда адаптированы к условиям конкретных производств. Это большая проблема, которая требует постоянного и многостороннего взаимодействия с производственниками. Возможно, стандарты третьего поколения, которые сейчас разрабатываются, позволят решить эту проблему. Эти стандарты дадут строительному бизнес-сообществу возможность участвовать в разработке учебных программ и получать в результате нужных специалистов. Можно взглянуть на проблему и с другой стороны. Разница в подготовке специалистов у нас и в передовых странах часто лежит в финансовой плоскости. У нас отношение к образованию достаточно своеобразное. Вроде бы хотим чего-то, но в то же время нет достаточного финансирования. Взять, например, уровень финансирования образования в США. Так, бюджет Массачусетского университета составляет 1 млрд. долларов. Если бы у нас были такие же лаборатории, как в американских университетах, думаю, что наши специалисты были подготовлены гораздо лучше. Народ наш богат талантами. Даже в существующих условиях мы побеждаем в международных конкурсах, грантах, инвестиционных проектах, на олимпиадах.

-   Слышала, что в Вашем университете существуют группы, в которых обучение студентов ведется на татарском языке. Будет ли развиваться это направление в дальнейшем?

-   Да. В моей предвыборной программе это отмечено. Совершенствование методики преподавания на татарском языке - очень важный вопрос. Группы студентов с обучением на татарском языке впервые появились в вузе в 1991 году по инициативе декана строительного факультета Вагиза Шайхулловича Фатхуллина. За этот период сформировался прекрасный коллектив преподавателей - профессионалов в различных областях научных знаний, они пишут книги на татарском языке по высшей математике, по строительной механике и др. Это учебники хорошего качества. Считаю, что работу в этом направлении нужно продолжать и дальше. На мой взгляд, сегодня строительной отрасли республики нужны специалисты, хорошо владеющие двумя государственными языками. Вообще, знание языков - ключ к решению многих задач.



-   Современную высшую школу трудно представить без информационных технологий в учебном процессе, научной деятельности. Как обстоят дела в КГ АСУ?

-   Информационные технологии активно внедряются в образовательный процесс, научную деятельность вуза. Основная цель работы в этом направлении - превратить университет в центр информатизации строительной отрасли Татарстана, объединяющий сферы образования, бизнеса и производства для подготовки конкурентоспособных специалистов, владеющих на профессиональном уровне не только основной специальностью, но и высокими информационными технологиями. В 2006 году в вузе открыта специальность «Информационные системы и технологии». В университете функционирует 28 компьютерных классов. С этого года началась пробная эксплуатация беспроводной сети с доступом в Интернет в учебных корпусах вуза. Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью учебного и научного процессов. Однако они ни в коей мере не заменяют той творческой составляющей, без которой не может состояться ни один архитектор, дизайнер, инженер. К счастью, наши студенты умеют и хорошо рисовать, чертить, и владеют современными компьютерными программами. Сейчас особой популярностью пользуются электронные библиотеки, различные информационные ресурсы. Возможностей много, и наша задача - создать в университете максимально хорошие условия для самостоятельной работы студентов. Для этого предстоит многое сделать.

-   В последнее время все чаще приходится слышать, что разразившийся мировой финансовый кризис непосредственным образом затронет строительную отрасль страны, в том числе и Татарстана. Каков Ваш прогноз?

-   Наверно, в нашей Республике кризис в строительной сфере пройдет менее болезненно, потому что руководство Татарстана всегда держит строительный сектор в центре своего внимания. У нас, например, строится относительно не дорогое социальное жилье. Но, несомненно, кризис коснется и нас: это, наверное, выразится в некотором снижении объемов строительства. Уже сегодня все чаще людям отказывают в ипотечных кредитах или эти кредиты предоставляются на невыгодных условиях. Многие строительные фирмы замедлили темпы строительства и сокращают штаты рабочих. Тем не менее я думаю, что кризис - явление временное. Наша республика всегда отличалась продуманной политикой во всех сферах и мощным развитием строительства. Мы сумеем преодолеть трудности финансового кризиса.

Я смотрю вперед с оптимизмом и верю в прекрасное будущее. Профессия строителя созидательная и востребованная во все времена. Людям нужно где-то жить, работать, воспитывать детей. Впереди у нас Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, будем много строить. И наши выпускники будут востребованы. Значит, будем работать.


Для справки: Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) основан 13 мая 1930 года как Казанский институт коммунального строительства. В 1946 году назывался Казанским институтом инженеров гражданского строительства. В 1952 году переименован в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности. Почти 40 лет просуществовал как Казанский инженерно-строительный институт. В 1995 году переименован в Казанскую государственную архитектурно-строительную академию. В преддверии своего 75-летия вуз поднялся на новую, более высокую ступень и получил свое современное наименование.

В составе архитектурно-строительного университета работают институты архитектуры и дизайна, транспортных сооружений, институт экономики и управления в строительстве, строительный, строительно-технологический факультеты и факультет инженерных систем и экологии, ряд научно-исследовательских, управленческих и других подразделений. Развиваются различные программы дополнительного профессионального образования. В КГАСУ обучаются свыше 6 тысяч студентов, работают 574 преподавателя, в том числе 66 докторов наук, профессоров.