11.11.2008 г. www.intertat.ru
В сентябре 2008 года в Казанском государственном архитектурно-строительном университете (КГАСУ) состоялись выборы ректора. На конференции, прошедшей 12 сентября, большинством голосов (85 из 160) ректором был избран Рашит Курбангалиевич Низамов. 7 октября 2008 года он вступил в должность ректора.
Корреспондент Intertat.ru побеседовал с новым ректором КГ АСУ.
Сначала немного биографической информации.
Низамов Рашит Курбангалиевич - доктор технических наук, профессор. До избрания на должность ректора КГ АСУ в течение 8 лет работал деканом строительно-технологического факультета, 2 года являлся секретарем Ученого совета университета. Круг научных интересов - создание высокоэффективных строительных материалов, расширение их сырьевой базы, создание малоэнергоемких и безотходных технологий их переработки. Занимается спортом, увлекается литературой, театром, любит путешествовать с семьей. Женат, имеет двух дочерей.
- Разрешите поздравить Вас со вступлением в должность ректора. Прошло совсем немного времени, и все же... С чего начал свою работу новый ректор Казанского государственного архитектурно-строительного университета?
- Выиграть выборы было очень сложно. Я был независимым кандидатом, то есть в мою пользу не был задействован административный ресурс. Поэтому, конечно же, испытал большую радость от победы. Вместе с тем было понимание полноты ответственности, которая отныне ложится на мои плечи. Надо отметить, что предвыборная кампания в нашем университете проходила конструктивно, мы создали пример честных выборов.
Во-первых, все кандидаты в ректоры КГАСУ вошли в состав нового ректората. Альфред Мидхатович Сулейманов является проректором по науке. Другой кандидат - директор института экономики и управления в строительстве Гульсина Мансуровна Загидуллина стала проректором по дополнительному образованию. Это очень важное направление. Мы можем выжить на рынке образовательных услуг только в том случае, если будем активны, будем использовать все формы образовательной деятельности. Самое главное, что предстоит сделать - это взаимодействие со строительным комплексом Республики, со строительными предприятиями и удовлетворение кадрового дефицита путем реализации различных образовательных программ.
Во-вторых, мы обсудили с каждым из проректоров перспективные направления деятельности в сферах, которые они будут курировать. Наши взгляды во многом совпадают, что касается некоторых рабочих моментов,
они будут решаться конструктивно, исходя из позиций полезности и разумности для университета.
А если говорить не совсем серьезно, то я, как человек спортивный, уже присмотрел место для небольшого спортзала. Сейчас занимаюсь его оборудованием за счет собственных средств.
В-третьих, в современных условиях успешное развитие образовательных учреждений, тем более архитектурно-строительного университета, возможно лишь при тесном взаимодействии с отраслью. Поэтому свою работу я начал со знакомства с руководителями строительного комплекса Республики Татарстан. В частности, я встречался с министром строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Маратом Шакирзяновичем Хуснуллиным, принял участие в заседании руководства министерства, причем собираюсь делать это регулярно, чтобы быть в курсе проблем, ситуации в архитектурно-строительном комплексе, жилищно-коммунальном и дорожном хозяйстве.
- Сегодня Вы - человек, который будет формировать будущее КГ АСУ, определять основные направления его развития. Какие перемены ждут университет?
- Время сейчас сложное и в значительной мере проблемное. Это связано с рядом объективных причин: переход с 2009 года на двухуровневую систему подготовки кадров в связи с присоединением России к Болонскому соглашению; обострение конкуренции за абитуриентов ввиду демографического спада в стране, роста числа коммерческих вузов; недофинансирование государством высшего образования; сложность ведения образовательного и воспитательного процессов из-за слабой подготовленности и низкой культуры поступающего контингента; слабые стимулы для совершенствования образовательных технологий, занятий наукой; финансовый кризис; отсутствие необходимых условий для закрепления молодых преподавателей в вузе.
Понимание сложности ситуации и неотложности задач для ее разрешения подвигло меня участвовать в выборах с уверенностью в том, что я вместе с коллективом нашего вуза смогу их решить и достигнуть главной цели -сделать КГ АСУ современным, учебным и научно-инновационным центром и вывести его в один ряд с самыми престижными и передовыми вузами Татарстана и России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
в образовательной деятельности - повышение качества образовательного процесса и постепенный переход на целевую подготовку специалистов по заказам предприятий и министерств, открытие новых специальностей с учетом требований времени и научно-педагогического потенциала нашего вуза. Выпускник КГ АСУ должен быть компетентным специалистом с
инновационно-ориентированным мышлением, обеспечивающим позитивные
изменения в сфере его профессиональной деятельности;
в научной деятельности - разработка программы научного сопровождения
развития строительного, дорожного комплексов и ЖКХ РТ, развитие научной
материальной базы кафедр и коммерциализация инновационных достижений
ученых университета;
в молодежной политике - воспитание студенческой молодежи на основе
гуманизма и патриотизма и доверительных отношений между студентами и
преподавателями. Это сложная работа, она требует искренности, времени и
усилий всех сотрудников университета;
в развитии материально-технической базы - это превращение КГ АСУ в университетский городок, дальнейшее строительство, модернизация оснащения лабораторий и аудиторий, надежная система эксплуатации и защиты зданий, их своевременный ремонт;
в социальной и жилищной политике главным является создание социально-справедливой системы отношений в коллективе. Конечно, основное здесь -это жилищная политика и здоровье сотрудников и студентов.
- Как известно, кадровый дефицит в строительной отрасли есть не только на уровне инженеров, но и на уровне рабочих специальностей. Как КГ АСУ сотрудничает со среднеспециальными учебными заведениями, профессионально-техническими училищами?
- Вопрос хороший. Руководство республики неоднократно обсуждало этот вопрос, были сформированы образовательные кластеры с целью создания единой системы подготовки специалистов для различных отраслей производства. Внутри кластеров предусмотрены переходы учащихся с начального, среднего к высшему профессиональному образованию. Кстати, КГ АСУ является головным учреждением в образовательном кластере в области строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. Сегодня целесообразность такой системы очевидна. Есть возможность совместной подготовки специалистов, но не совсем понятно, на каком основании все это будет реализовано. У нас сложились хорошие отношения с Казанским строительным колледжем, с некоторыми профессионально-техническими училищами, но они, к сожалению, не носят характера постоянного делового сотрудничества. Конечно, хотелось бы взаимодействовать, помогать друг другу в это сложное время.
- Как известно, на многих строительных площадках по всей стране трудятся так называемые «гастарбайтеры». Как Вы относитесь к этому явлению?
- На недавнем заседании в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ говорилось о привлечении к работе на стройках республики 30 тысяч строителей-иностранцев. Так мы решаем кадровые проблемы в строительстве, но в то же время рубим сук, на котором сидим. Это,
несомненно, негативно скажется на нашем профессиональном образовании и, в конечном счете, на архитектурно-строительном, жилищно-коммунальном и дорожном комплексе. И отношение у меня, скорее всего, негативное. Необходимо готовить свои кадры, разворачивать людей в сторону строительных производств, делать привлекательными рабочие места. Если, например, каменщику платили бы здесь так же, как в Москве, то он, конечно же, не ездил бы трудиться на столичных стройках.
- Как Вы оцениваете уровень, конкурентоспособность наших инженеров-строителей на мировом рынке?
- Я уже говорил о тенденции снижения уровня подготовки специалистов в России. В целом, мы готовим кадры, соответствующие требованиям образовательных стандартов, но другое дело, что они не всегда адаптированы к условиям конкретных производств. Это большая проблема, которая требует постоянного и многостороннего взаимодействия с производственниками. Возможно, стандарты третьего поколения, которые сейчас разрабатываются, позволят решить эту проблему. Эти стандарты дадут строительному бизнес-сообществу возможность участвовать в разработке учебных программ и получать в результате нужных специалистов. Можно взглянуть на проблему и с другой стороны. Разница в подготовке специалистов у нас и в передовых странах часто лежит в финансовой плоскости. У нас отношение к образованию достаточно своеобразное. Вроде бы хотим чего-то, но в то же время нет достаточного финансирования. Взять, например, уровень финансирования образования в США. Так, бюджет Массачусетского университета составляет 1 млрд. долларов. Если бы у нас были такие же лаборатории, как в американских университетах, думаю, что наши специалисты были подготовлены гораздо лучше. Народ наш богат талантами. Даже в существующих условиях мы побеждаем в международных конкурсах, грантах, инвестиционных проектах, на олимпиадах.
- Слышала, что в Вашем университете существуют группы, в которых обучение студентов ведется на татарском языке. Будет ли развиваться это направление в дальнейшем?
- Да. В моей предвыборной программе это отмечено. Совершенствование методики преподавания на татарском языке - очень важный вопрос. Группы студентов с обучением на татарском языке впервые появились в вузе в 1991 году по инициативе декана строительного факультета Вагиза Шайхулловича Фатхуллина. За этот период сформировался прекрасный коллектив преподавателей - профессионалов в различных областях научных знаний, они пишут книги на татарском языке по высшей математике, по строительной механике и др. Это учебники хорошего качества. Считаю, что работу в этом направлении нужно продолжать и дальше. На мой взгляд, сегодня строительной отрасли республики нужны специалисты, хорошо владеющие двумя государственными языками. Вообще, знание языков - ключ к решению многих задач.
- Современную высшую школу трудно представить без информационных технологий в учебном процессе, научной деятельности. Как обстоят дела в КГ АСУ?
- Информационные технологии активно внедряются в образовательный процесс, научную деятельность вуза. Основная цель работы в этом направлении - превратить университет в центр информатизации строительной отрасли Татарстана, объединяющий сферы образования, бизнеса и производства для подготовки конкурентоспособных специалистов, владеющих на профессиональном уровне не только основной специальностью, но и высокими информационными технологиями. В 2006 году в вузе открыта специальность «Информационные системы и технологии». В университете функционирует 28 компьютерных классов. С этого года началась пробная эксплуатация беспроводной сети с доступом в Интернет в учебных корпусах вуза. Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью учебного и научного процессов. Однако они ни в коей мере не заменяют той творческой составляющей, без которой не может состояться ни один архитектор, дизайнер, инженер. К счастью, наши студенты умеют и хорошо рисовать, чертить, и владеют современными компьютерными программами. Сейчас особой популярностью пользуются электронные библиотеки, различные информационные ресурсы. Возможностей много, и наша задача - создать в университете максимально хорошие условия для самостоятельной работы студентов. Для этого предстоит многое сделать.
- В последнее время все чаще приходится слышать, что разразившийся мировой финансовый кризис непосредственным образом затронет строительную отрасль страны, в том числе и Татарстана. Каков Ваш прогноз?
- Наверно, в нашей Республике кризис в строительной сфере пройдет менее болезненно, потому что руководство Татарстана всегда держит строительный сектор в центре своего внимания. У нас, например, строится относительно не дорогое социальное жилье. Но, несомненно, кризис коснется и нас: это, наверное, выразится в некотором снижении объемов строительства. Уже сегодня все чаще людям отказывают в ипотечных кредитах или эти кредиты предоставляются на невыгодных условиях. Многие строительные фирмы замедлили темпы строительства и сокращают штаты рабочих. Тем не менее я думаю, что кризис - явление временное. Наша республика всегда отличалась продуманной политикой во всех сферах и мощным развитием строительства. Мы сумеем преодолеть трудности финансового кризиса.
Я смотрю вперед с оптимизмом и верю в прекрасное будущее. Профессия строителя созидательная и востребованная во все времена. Людям нужно где-то жить, работать, воспитывать детей. Впереди у нас Универсиада в Казани, Олимпиада в Сочи, будем много строить. И наши выпускники будут востребованы. Значит, будем работать.
Для справки: Казанский государственный архитектурно-строительный университет (КГАСУ) основан 13 мая 1930 года как Казанский институт коммунального строительства. В 1946 году назывался Казанским институтом инженеров гражданского строительства. В 1952 году переименован в Казанский институт инженеров-строителей нефтяной промышленности. Почти 40 лет просуществовал как Казанский инженерно-строительный институт. В 1995 году переименован в Казанскую государственную архитектурно-строительную академию. В преддверии своего 75-летия вуз поднялся на новую, более высокую ступень и получил свое современное наименование.
В составе архитектурно-строительного университета работают институты архитектуры и дизайна, транспортных сооружений, институт экономики и управления в строительстве, строительный, строительно-технологический факультеты и факультет инженерных систем и экологии, ряд научно-исследовательских, управленческих и других подразделений. Развиваются различные программы дополнительного профессионального образования. В КГАСУ обучаются свыше 6 тысяч студентов, работают 574 преподавателя, в том числе 66 докторов наук, профессоров.